ГлавнаяРегистрацияВход FUN AND PROFIT Суббота, 27.04.2024, 08:11
  Кейсовая технология обучения Приветствую Вас Гость | RSS

 
 

Когда и где зародился метод Case Study?

В 1924 г. в США в Школе бизнеса Гарвардского университета. В нашей стране стали применять в высшей школе и на курсах подготовки и переподготовки кадров  в 80-е гг. Значительно похже данный метод вошел и в среднюю школу.

При изучении каких наук он используется?

Первоначально при изучении экономики, а затем при изучении математики, медицины, юриспруденции и др. наук.  В школьной практике применяется на уроках экономики, права, обществознания. Вопрос о целесообразности его использования на уроках истории остается открытым. Ответ на него постараемся дать ниже.

В чем образовательный потенциал данного метода?

·        Позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий

·        Стимулирует познавательную активность обучающихся

·        Способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)

·        Способствует развитию различных практических навыков

·        Актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы

Как кратко выразить сущность данного метода?

Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что обучающийся, ознакомившись с описанием представленной  проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми».

«…учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений».

Чем обусловлено развитие различных навыков при использовании данной технологии?

·        Необходимось классифицировать, ранжировать, восстанавливать, анализировать и отбирать информацию ведет к развитию аналитических навыков

·        Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию практических навыков

·        Как правило, нельзя разрешить кейс-ситуацию только с помощью одной логики, в силу чего развиваются  творческие навыки

·        Необходимость объединяться в группы, аргументировать свою точку зрения, оппонировать и т.п. обусловливает коммуникативные навыки

·        Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. формируют социальные навыки

Каковы подходы к конструированию технологии?

Условия эффективности учебного процесса на основе этой технологии:

·        хороший кейс;

·        определенная методика его использования в учебном процессе.

Этапы:

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию (Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов)

Особенности метода:

·        Основан на умении работать с информационными технологиями

·        Проблемная ситуация строится на основе реальной жизни

Каковы требования к кейсу?

Так как технология зародилась  в недрах экономического образования, следует обратить внимание на базовые требования к кейсу

1.     Соответствовать четко поставленной цели создания

2.     Иметь соответствующий уровень трудности

3.     Иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни

4.     Не устаревать слишком быстро

5.     Иметь национальную окраску

6.     Быть актуальным на сегодняшний день

7.     Иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе

8.     Развивать аналитическое мышление

9.     Провоцировать дискуссию

10.                       Иметь несколько решений

11.                       Представлять собой  единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию

12.                       Включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы

Очевидно, что пункты 1, 2, 8, 9, 10, 11, 12 подходят и для кейсов, используемых в преподавании истории.

Что такое «мертвые» и «живые» кейсы?

«Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время». (Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов).

На основе каких материалов составляются кейсы?

1.     Проблемных реальных ситуаций

2.     Исторических фактов

3.     Литературных источников

Какова технология работы с кейсом в учебном процессе?

Этапы:

  1. Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия)
  2. Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений
  3. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы)

Форматы дискуссии:

·        учитель- обучающийся: перекрестный допрос;

·        учитель- обучающийся: адвокат дьявола;

·        учитель- обучающийся: гипотетический формат;

·        обучающийся - обучающийся: конфронтация и/или кооперация;

·        обучающийся - обучающийся: "играть роль”;

·        учитель- класс: "безмолвный” формат».

Описание этих форматов можно найти по адресу: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html1.4. Метод case study

На каком этапе образовательного процесса целесообразно использовать кейсы?

На различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Каковы структура и форма представления кейса?

Структура:

Как правило, кейс состоит из трех частей:

·        вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

·        описание конкретной ситуации;

·        задания к кейсу  

Форма представления:

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Виды представления: печатный, мультимедиа, видео.

 «Нет определенного стандарта представления CASE. CASE как правило представляются в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа представления CASEов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео. (Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов).

На какие виды и типы подразделяются кейсы?

Существуют различные типологии кейсов, созданные на основе вариативных критериев. В рамках данного материала не представляется  возможным дать полный ответ на данный вопрос. Учитель найдет его по указанным ниже адресам в Интернете.

Как работать с информацией кейса?

·        Выделить проблему

·        Учитывать, что информация может быть избыточной

·        Не использовать информации, которая находится «за рамками»

·        Использовать не только текстовую информацию, но и приложения (схемы, диаграммы, карты, иллюстрации)

Каков алгоритм урока с использованием кейсовой технологии?

Приведем один из них:

1. Подготовительный этап
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока
2. Ознакомительный этап
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации

1.     Введение в ситуацию

2.     Описание ситуации

3.     Информационный материал

4.     Глоссарий

3. Основной (аналитический) этап

1.     Вступительное слово учителя

2.     Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)

3.     Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков

4.     Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений

5.     Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений

4. Итоговый этап

1.     Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)

2.     Обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации

3.     Оценивание учителем учащихся

Где можно найти информацию об этом методе?

Ее довольно много в Интернете, приведем лишь некоторые адреса.

·        Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.

·        http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html1.4. Метод case study ("разбор конкретных ситуаций”) 

 
 
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос
Сколько времени вы отводите на изучение иностранного языка?
Всего ответов: 1

Сайты коллег
  • Умелец

  • Погода в Ижме

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ПОГОДА

    ...

     

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz